Разметкой называется операция по перенесению формы и размеров изделия с чертежа на заготовку. Различают следующие разметки: плоскостная, пространственная и по образцу. Плоскостная разметка применяется в том случае, когда контуры деталей лежат в одной плоскости; при пространственной разметке линии наносят в нескольких плоскостях или на нескольких поверхностях.
Для разметки применяются следующие инструменты:
Чертилка — стержень из инструментальной стали, закаленный и остро заточенный; средняя часть его утолщена для удобства держания в руке. Другой конец чертилки отгибают под углом 90° и также остро затачивают; загнутый конец дает возможность вести разметку в труднодоступных местах. Иногда при разметке на хорошо обработанных поверхностях применяют чертилки из мягких материалов: например, чертилки из латуни — для разметки по стали, остро заточенный карандаш — для разметки латуни, алюминия, а также для драгоценных металлов. Чем острее заточена чертилка, тем тоньше разметочная линия и тем выше точность разметки.
Линейки — обычные стальные масштабные или со скошенными рабочими кромками, обеспечивающие большую точность разметки.
Угольники — обычные слесарные и с Т-образной полкой; последние более производительны и удобны в работе.
Разметочные циркули — для нанесения дуг и окружностей, деления отрезков на части, перенесения размеров и т. п. Часто применяются также штангенциркули с точностью 0,05 мм.
Кернеры — для закрепления разметочных линий путем накернивания и для наметки центров отверстий.
Молоток — для кернения весом 100—150 г.
Для пространственной разметки применяются более сложные инструменты:
Рейсмусы — различных конструкций, являющиеся основным инструментом при пространственной разметке.
Кроме рейсмусов, для разметки иногда используют вертикальные линейки, пространственные угольники, разметочные ящики, разметочные кубики и др. Однако все эти и другие еще более сложные приспособления редко применяются в области художественной обработки металлов и служат для разметки главным образом в области машиностроения.
Разметочные плиты — массивная чугунная плита, тщательно простроганная, с высокой точностью взаимоперпендикулярности верхней плоскости и боковых сторон. Служит для установки деталей и рейсмуса при разметке.
Заготовки, подлежащие разметке, могут быть в виде отливок, поковок или чаще всего в виде кусков прокатанного металла — листов, прутков и т. п. Перед разметкой следует тщательно осмотреть заготовку и проверить, нет ли в ней трещин, раковин и других дефектов, соответствует ли она по своим размерам рисунку, т. е. можно ли из заготовки выкроить деталь с учетом припуска на обработку.
Поверхности, подлежащие разметке, часто бывает целесообразно предварительно окрасить, чтобы на них были лучше видны разметочные линии. Для окраски применяют следующие средства.
Для необработанных поверхностей отливок и поковок черных и цветных металлов — мел, разведенный в воде до состояния молока, и 50 г столярного клея на 1 л воды (клей разводят отдельно, затем его кипятят с мелом).
Для обработанных поверхностей стали и чугуна — медный купорос (2—3 чайные ложки на стакан горячей воды) или натирание смоченной поверхности куском купороса.
Цветной и стальной прокат, а также драгоценные металлы не окрашиваются, так как разметочные линии хорошо видны или в отдельных случаях (для более четкого нанесения рисунка) окрашиваются белой акварельной краской или гуашью.
Начинают разметку с выбора базы, т. е. линии или плоскости, от которых будут откладываться размеры. Если на заготовке имеются обработанные поверхности, то за базы принимают их; у симметричных деталей за базы удобно принимать оси симметрии, центровые линии. Они наносятся в первую очередь. Для закрепления разметочных линий их накернивают на концах и в точках пересечения; накернивают также и центры отверстий.
При пространственной разметке очень важно выдержать правильное взаимное расположение плоскостей, на которых ведется разметка.
При разметке художественных изделий часто применяют разметку по шаблонам; на каждую размечаемую поверхность изготовляют шаблон. На детали размечают центровые риски и по ним ориентируют шаблон, а затем чертилкой шаблон обводят по контуру.
Применение шаблонов в несколько раз сокращает время на разметку и значительно ее упрощает. Кроме того, шаблоны воляют повторять разметку и получать серию однотипных изделий..
Кроме плоскостной и пространственной, применяют также разметку по образцу при реставрационных работах. Для этого на разметочной плите устанавливают старую деталь, с которой надо снять копию, а рядом с ней отливку, подлежащую разметке, и рейсмусом переводят все характерные линии и точки на размечаемую деталь. Последовательно поворачивая деталь и отливку и каждый раз выверяя их положение, переводят все линии с образца на заготовку.
При разметке чертилку ведут вдоль линейки, плотно прижимая ее к ней. Чтобы чертилка примыкала к линейке, ее наклоняют под углом 75—80° к размечаемой поверхности (рис. 1); кроме того, она должна быть наклонена примерно под тем же углом по направлению движения. В процессе проведения риски наклон чертилки не должен изменяться; линию проводят только один раз; если линия проведена плохо, ее следует закрасить и провести вновь.
При вычерчивании окружностей циркулем усилие нужно прилагать к той ножке циркуля, которая установлена в центр. Если же приложить усилие к ножке, очерчивающей окружность, циркуль легко может сместиться и окружность не получится. Особые случаи разметки и перевода рисунка на заготовку описаны ниже при рассмотрении отдельных художественных технологий.
При разметке часто бывает необходимо разделить окружность на то или иное число равных частей.