Золотая или серебряная наводка — очень древний способ нанесения слоя драгоценного металла на изделия из меди, бронзы, железа и др. Иначе этот способ называется золочением или серебрением «через огонь». Для этого приготовляют золотую или серебряную амальгаму, т. е. раствор соответствующего металла в ртути. Применять для наводки следует только свежеприготовленную амальгаму. В графитовом тигле накаливают докрасна тонко прокатанные и мелко нарезанные листочки чистого золота (или серебра) и заливают нагретой до 300°С ртутью, взятой в восьми- или девятикратном количестве по весу. Все перемешивают графитовым стержнем до полного растворения. Золотая (и серебряная) амальгама представляет собой тестообразную массу, которая плавится значительно легче золота (или серебра). Полученную золотую амальгаму выливают в воду, и после остывания отжимают лишнюю ртуть через замшу. Затем ее наносят медной проволочной кистью на подготовленное изделие, после чего его нагревают, ртуть легко испаряется, а восстановленное золото прочно соединяется с изделием.
В прошлом амальгаму нагревали на слабом огне из древесного угля, В настоящее время вместо древесного угля используют маленькое пламя бунзеновской горелки, над которым устраивают асбестовую сетку, чтобы действовало только тепло, а огонь непосредственно не касался изделия; изделие постоянно поворачивают. Важно, чтобы при этом тепло действовало медленно и постепенно увеличивалось. Когда верхняя поверхность изделия начинает блестеть как бы серебром, это свидетельствует о том, что амальгама плавится и ее необходимо разравнивать и разглаживать мягкой кистью или комком ваты (в прошлом это выполнялось заячьей лапой). Ртуть при этом испаряется, и поверхность делается матово-белой. Когда она становится желтой, тогда образуется желаемый золотой слой и нагревание следует прекращать. Во время нагревания золотые части амальгамы диффундируют в основной металл и удерживаются на нем. После того как это достигнуто, ртуть испаряется, а золото прочно соединяется с металлом.
При перекаливании наступает диффузия золота в основной металл и золото растворяется в нем. Поэтому нагревать нужно очень осторожно, следя за процессом. Так как металлическая ртуть, ее пары и соединения очень ядовиты, нужно следить, чтобы они не проникли в организм. При работе надо использовать вытяжной шкаф, а еще лучше — работать на открытом воздухе.
Когда изделие охладится, его промывают и позолоченную поверхность обрабатывают на вращающихся латунных щетках. Предварительно надо убедиться, что изделие равномерно покрыто амальгамой. Затем его полируют кровавиком или шерстью.
Золотая и серебряная наводка по красной меди с применением черного лака. До нас дошло несколько памятников, выполненных в этой технике; в основном — это большие входные двери Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля (конец XV в.). Две замечательные суздальские двери XIII в., фрагмент одной из них показан на рис. 54, Лихачевские двери (царские алтарные двери) Русского музея в Ленинграде и Васильевские врата из Новгорода (рис. 55), а также отдельные пластины. Долгое время техника исполнения этих дверей была неясна. На Западе, хотя и имеются подобные двери в соборе св. Марка в Венеции, но в литературе эта техника не описывалась.
По мнению проф. Ф. Я, Мишукова, эта техника сводится к следующему. Хорошо отшлифованную пластину красной меди толщиной 1—3 мм покрывают лаком такого состава (в частях): скипидара— 12, асфальта — 8, желтого воска — 4, сосновой смолы — 2. Лак варят на водяной бане, чтобы он хорошо смешался. Во время покрывания лаком пластину слегка подогревают и на теплую поверхность наносят лак негусто, до золотистого тона, как можно ровнее.
Подготовленную поверхность коптят на пламени; при этом получается черная, как бы эмалевая ровная плоскость. Затем изделие просушивают на легком огне, следя за тем, чтобы лак не закипал. После этого стальной иглой наносят рисунок и ножами выскабливают его в виде пробелов, тонких контуров или сплошных светлых поверхностей; выскабливание не должно быть глубоким, только медь следует начисто освободить от лака.
Когда рисунок закончен, пластину подогревают до почернения меди и отбеливают. Лак легко выдерживает отбеливание в слабом (пятипроцентном) горячем растворе серной кислоты. Отбелив предмет, его хорошо промывают и затем на влажную поверхность пластины наносят заранее приготовленную золотую амальгаму. Ртуть хорошо соединяется с чистой поверхностью красной меди и покрывает все линии рисунка ровным серебристым слоем. Затем пластину нагревают, ртуть испаряется, а золото восстанавливается.