Понедельник, 29.04.2024, 09:06

Статьи по металлообработке

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги/Метки

Меню сайта
Категории каталога
Слесарно-кузнечные работы [14]
Чеканно-дифовочные и граверные рабо [10]
Литейные работы [4]
Отделка художественных изделий [3]
Токарные станки и их обслуживание. [4]
Закрепление деталей, обрабатываемых [3]
Основные сведения о процессе резани [3]
Шероховатость и точность поверхност [5]
Объявления

Наш опрос
Вы нашли на сайте, то что искали?
Всего ответов: 73
Главная » Статьи » Чеканно-дифовочные и граверные рабо

Насечка (таушировка)
Насечка (таушировка)

Насечка — своеобразный, очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Этот способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, вооружения и боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов (рис. 50), шлемов (рис. 51), наручней (рис. 52), а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность этого процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов специальным образом насекают (отсюда и название) и на подготовленную насечкой поверхность набивают золотой или серебряной узор. В одних случаях — это тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, в других — изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводятся сцены из нескольких фигур, а также осуществляются различные надписи, орнаментированные в той или иной мере.

В настоящее время в Советском Союзе золотую насечку применяют в своих работах мастера-художники из аула Кубачи в Да­гестане и Златоуста на Урале; не забыта она и тульскими оружейниками. Сохранилась технология золотой насечки и за рубежом.

При насечке в основной пластинке делают углубления, которые так сформированы, чтобы можно было вложить и вковать мягкий металл. Ценность этого приема заключается в различии цвета основы и вкованного в нее металла; они образуют на готовом изделии единую поверхность и создается впечатление, будто нежный орнамент из другого материала нарисован на основной пластинке и напоминает инкрустацию по дереву.

Требования к материалу, применяемому для насечки, заключаются в следующем:

а) вкладка и основа должны быть разного цвета;

б) вкладка должна быть мягче, чем основа.

Особенно хорошие результаты достигаются, когда золото или серебро таушируются в сталь. Кроме того, для насечки по стали, в качестве вкладки можно применять медь, латунь, мельхиор и алюминий. Можно также использовать бронзу или латунь как основу, которые могут быть украшены медью и серебром.

Устройство углублений. Нарисованные орнаменты выкладывают проволокой или при плоских формах используют листовой металл для инкрустации. В каждом случае сначала нужно нарисовать орнамент и перевести его на металл.

Для гарантирования устойчивости вкладка должна быть шире книзу, т. е. на разрезе она должна быть трапециевидной формы. Такой же формы должно быть и углубление, т. е. шире книзу.

Чтобы получить необходимые углубления, применяют следующие различные технические приемы:

• Травление. Пластину закрывают кислотоупорным лаком. Рисунок прочерчивают острым резцом и погружают в кислоту, ко­торая выедает металл на обнаженной от лака поверхности и оставляет углубление с шероховатой поверхностью. После этого штихелем подрезают боковые стенки так, чтобы получилось поднутрение, потом окончательно зачищают углубления — и пластинка готова для инкрустации.

• Гравирование углублений штихелем. Заостренным с одной стороны штихелем, который держат слегка наклонно, наносят соответственно рисунку углубления. После того как желобок вырезан со скосом одной стороны, по такому же методу подрезают другую сторону. Таким образом, желобок на поперечном
разрезе имеет форму ласточкина хвоста. Перед накладыванием листовых частей рисунка флахштихелем подрезают дно углубления и делают его плоским, а стенки обязательно должны быть с поднутрением, иначе вкладка не будет держаться.

• Рубка углублений зубилом. Для работы зубило должно быть остро отточено; его держат между большими и двумя первыми пальцами и ведут так, чтобы при ударе оно уходило рабочим концом вперед. Возникающие при этом стружки удаляют. Зубило должно всегда делать равномерную глубину, и работу надо
выполнять так планомерно, чтобы срез оставался гладким, ни в коем случае не допуская выступов и неровностей. Полученная вы­емка имеет квадратное или прямоугольное поперечное сечение, ее
стены вертикальны, но края благодаря ударам приобретают небольшую выпуклость (облой). Этот выступ (облой) и удерживает вкладку. Для этого шероховатым чеканом проводят по краю вертикальных стенок так, чтобы прижать материал и этим повысить удерживаемость вкладки.

• Изготовление углубления чеканами. Острым расходником намечают контур. При этом получают остроугольный желобок, верхний край которого слегка выступает (облой). Для расширения желобка по этой борозде проходят плоским чеканом, который необходим для вкладки проволоки. Расходник и плоский чекан должны так соответствовать друг другу по ширине, чтобы плоский чекан не повредил выступа у края желобка, образованного расходником. Этот метод предназначается преимущественно для проволочного тауширования.

Укрепление вкладки. Для инкрустации требуется круглая проволока, которая по толщине соответствует ширине углубления и слегка выдается над его краями. У вытравленных или выгравированных желобков, которые расширяются книзу, конец проволоки закрепляют на конце углубления. Его укрепляют легким ударом молотка, а затем на определенном участке укладывают проволоку и вновь ударяют молотком. Так кусок за куском укладывают проволоку, пока рисунок не заполнится по всей длине.

Эффект рисунка основан на том, что мягкий вставной металл благодаря ударам молотка полностью входит в углубление и за­полняет трапециевидный поперечный разрез желобка. После вкладки проволоки еще раз слегка проходят молотком по краям углублений для того, чтобы выровнять возможные неровности и гарантировать прочное закрепление.

Если углубления сделаны зубилом или чеканом, поступают следующим образом: после того как проволока на небольшом участке уложена в канавку, проходят слегка шероховатым чеканом по основному металлу с обеих сторон рядом с вложенной проволокой. Благодаря этому выступы (облой), идущие по краям, прижимаются к вкладкам с обеих сторон, а затем чеканом еще раз проходят вдоль рисунка и окончательно прижимают вложенную проволоку.

Вкладываемые заготовки из листового металла должны быть чуть-чуть больше углублений. Их края нужно косо опилить так, что­бы они точнее соответствовали форме поднутрений стенок вырезанного углубления. Заготовка слегка изгибается, вставляется и ударами молотка по всей поверхности предварительно фиксируется, а затем чеканом окончательно закрепляется. Проволоку можно вложить и так, чтобы она немного возвышалась над основной пластинкой (рельефная таушировка). Проволоку в этом случае делают не круглой, а плосковальцованной и ее вкладывают на ребро. После того, как кромка канавки (облой) чеканом прижата к вложенной проволоке, ее окончательно осаживают специальным плоским чеканом, в котором устроен желобок, для того чтобы одновременно и округлить выступающую вложенную проволоку и прижать к ней облой.

При отделке таушировки всю поверхность гладко шлифуют и затем полируют. Если для основы берут сталь, то она тонируется в сине-серый цвет. Иногда насечку на изделии дополнительно рассекают туповатым зубилом. Углубления от рассечки придают всей работе своеобразный характер. Такой прием применен на китайском железном шлеме из Оружейной палаты, присланном в подарок русскому царю в 1637 г.

Таушировка с последующей наводкой. Для того чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую слитность и цельность, применяют последующую наводку. Золотой амальгамой слегка наращивают рельеф и придают своеобразный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Амальгаму аккуратно накладывают по линиям рисунка, и изделие нагревают для испарения ртути. Операцию можно повторять несколько раз для получения желаемого рельефа.

Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы и их сплавы (медь, латунь и др.). В последнее время были проделаны опыты насечки рисунков на стали алюминием. Алюминиевая проволока хорошо держится в насечке, легко полируется и образует красивый своеобразный по цвету светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром.

Интересна в технологическом отношении насечка серебром и мельхиором (никелевый сплав) по твердым породам дерева — самшиту, кизилу, абрикосу. Эта техника издавна применялась в аварском ауле Унцукуль (Дагестан) для декорирования различных бытовых изделий (седла, трости, шкатулки, полки и т. п.).

В настоящее время Унцукульская художественная фабрика, расширяя ассортимент изделий, применяет эту технологию и для юве­лирных изделий. На рис. 53 изображена деревянная брошь из абрикосового дерева с насечкой мельхиором. Насечка по дереву осу­ществляется по тому же принципу, что и по металлу.




Категория: Чеканно-дифовочные и граверные рабо | Добавил: metalloobrabotk (07.06.2008)
Просмотров: 1531 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: