Понедельник, 29.04.2024, 10:47

Статьи по металлообработке

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги/Метки

Меню сайта
Категории каталога
Слесарно-кузнечные работы [14]
Чеканно-дифовочные и граверные рабо [10]
Литейные работы [4]
Отделка художественных изделий [3]
Токарные станки и их обслуживание. [4]
Закрепление деталей, обрабатываемых [3]
Основные сведения о процессе резани [3]
Шероховатость и точность поверхност [5]
Объявления

Наш опрос
Вы нашли на сайте, то что искали?
Всего ответов: 73
Главная » Статьи » Чеканно-дифовочные и граверные рабо

Обронное гравирование
Обронное гравирование

Обронное гравирование (трехмерное) - способ, при котором резцом создается рельеф или даже объемная (круглая) скульптура из металла; кроме того, в оброном гравировании выделяют два варианта; выпуклое (позитивное) гравирование - когда рисунок рельеф выше фона (фон углублен, снят); углубленное (негативное) гравирование — когда рисунок или рельеф режется внутро.

В современных условиях художественное гравирование применяется с различными целями. В одних случаях обрабатывают непо­средственно поверхность изделия и получают художественное произведение (декоративные предметы, ювелирные изделия и т. п.). В других случаях изготовляют инструменты или приспособления, которыми потом производят художественные изделия серийным или массовым тиражом. К ним относятся производство гравюр, эстампов, офортов, клише для печати, гравирование ситценакатных валов, багетных роликов, конгревных досок, клейм для тиснения, пуансонов и матриц для штамповки, прессформ для литья и т. п.

Следует отличать ручное гравирование (ручными инструментами) от механического, которое осуществляется посредством раз­личных приспособлений и гравировальных машин, которые, в свою очередь, делятся на два типа: в одном гравер сам управляет движением резца, в другом — резец передвигается при помощи специального шаблона, автоматически.

Обронное гравирование по сравнению с плоскостным в современных условиях применяют гораздо шире и чаще. Это объясняется тем, что оно служит для изготовления приспособлений, которыми репродуцируются художественные изделия в серийном порядке. Это штампы, прессформы и т. п.

Изготовление обронной техникой уникальных изделий по оригиналу художника сейчас применяется редко. Обронное гравирова­ние— более трудоемкий процесс по сравнению с плоскостным гравированием. Оброном выполняют рельеф (или контррельеф) и объемные предметы (или формы для объемов). Эта работа, естественно, требует снятия значительно большей массы металла с заготовки. Поэтому кроме штихелей при обронной работе применяют зубила, так как рубить металл значительно легче и скорее, чем резать его штихелем.

Зубила представляют собой стальные стержни от 6 до 10 мм толщиной и от 120 до 150 мм длиной. Рабочий конец отковывают и опиливают по форме того или иного штихеля. В соответствии с этим различают: спицзубило, фляхзубило и болзубило. Рабочий конец закаливают с последующим отпуском. Кроме зубил и штихелей к граверному ручному инструменту относятся: керн (или кернер), применяемый для разметки (от слесарного керна отличается большим углом заострения); сечки — плоские зубила различной ширины с заточкой на одну сторону; чеканы — стальные стержни с различными рабочими концами для выравнивания фона и набивки фактуры. Форма граверных чеканов сходна с чеканными (см. раздел «чеканка»), но они обычно более массивны, так как работают ими в основном по стальным заготовкам, при отделке штампов и пуансонов.

Пуансоны. Их изготовляют обычно из прутков квадратной инструментальной стали толщиной 6, 7 и 10 мм, с соответствующей длиной 65, 85 и 100 мм. Изготовлять пуансоны большей длины нерационально, так как они получаются менее устойчивыми вследствие вредных вибраций и от сильных ударов могут сгибаться. Рабочему концу пуансона придают небольшой конус, а на торцовой площадке гравируют букву или цифру, а также ее отдельные части в позитивном или негативном изображении (т. е. наружу или внутро).

От обычных пуансонов отличаются так называемые зеки. Это пуансон, сделанный по форме буквы, но с таким расчетом, чтобы на его рабочей поверхности получились выпуклыми те места, которые в букве или цифре должны быть вдавленными, углубленными (выбранными). При работе такая зека ставится на то место заготовки, где должна быть отгравирована буква. При ударе по зеке молотком металл под ней оседает, после чего остается выгравировать только наружные очертания буквы, что значительно легче. Разновидностью пуансонов являются так называемые маточники, на торце которых гравируется не буква или цифра, а часть рельефа или элемент орнамента. При обронных работах применяют также рифлевки и надфили различных профилей.

При работе пуансоном заготовку, так же как и при плоскостном гравировании, укрепляют в шрабкугеле или колодке, под которую подкладывают кранц.

При мелкой работе пользуются лупой, укрепленной на специальном штативе. Очень важно, чтобы заготовка во время работы была хорошо освещена дневным или вечерним светом. Для усиления освещения гравируемой поверхности применяют специаль­ные стеклянные шары «лихткугели», наполненные слабым раствором медного купороса, которые размещают между источником света (лампой) и гравируемым изделием с таким расчетом, чтобы лучи света, окрашенные в зеленоватый цвет, концентрировались на обрабатываемой поверхности и усиливали ее освещенность.

Процесс обронного гравирования складывается из следующих операций: 1) подготовительные операции; 2) выполнение гравиро­вания. Для выполнения обронных работ, так же как и для плоскостных, подготавливают рисунок, который в этом случае снабжают разрезами с характеристиками рельефа (высота, количество планов и т. п.) или сечением объемов. Однако ограничиться только рисунком в обронных работах нельзя. Необходимо иметь модель, т. е. копию авторского оригинала, выполненную в гипсе (или, в крайнем случае, в пластилине или воске).

Перевод рисунка на металл производится одним из следующих способов:

• Поверхность заготовки покрывают белой акварельной краской и на ней от руки с предварительной разметкой или при помощи циркуля и линейки воспроизводят рисунок.

На заготовку, покрытую белой краской, наносят тонкий слой воска (или пластилина). Затем подготовляют рисунок, выполняя его карандашом на кальке. При переводе рисунка надо учитывать, каким он должен быть на металле, — прямым или обратным (зер­кальным). Зеркальный рисунок необходим при гравировании печатей, факсимиле и других работ, предназначенных для получения с них оттисков. Скопированный на кальку карандашный рисунок накладывают на заготовку лицевой поверхностью вниз и притирают рукояткой штихеля. Затем, осторожно отдирают кальку и, на восковой поверхности остается хорошо заметный отпечаток карандашного рисунка.

Выполнение гравирования. Гравирование производят различно в зависимости от того, выполняется ли выпуклый (позитивный) оброн, или углубленный (негативный), при котором работа ведется внутро. При выпуклом оброне после нанесения рисунок оконтуривается стальной иглой или спицштихелем, чтобы не сбить его во время дальнейшей работы. Затем вокруг рисунка выбирают первую стружку. Эту работу проводят внимательно, чтобы неосторожным движением не испортить рисунка. В некоторых случаях штихелю придают уклон, чтобы создать конусность вертикальным стенкам.

Следующей операцией является выборка фона; его выбирают (режут или рубят) флахштихелем или флахзубилом. При глубокой выборке или при гравировании закруглений применяют болштихель или аналогичной формы зубило. После вырубки всего поля до необходимой глубины приступают к обработке рельефа, который режут или рубят соответствующими штихелями или зубилами. Кроме того, применяют рифлевки, надфили и чеканы.

Для ускорения работы при гравировании повторяющихся элементов или для выполнения особенно мелких и сложных деталей применяют пуансоны, зеки и маточники, которые предварительно изготовляют, исходя из рисунка и характера работы.

При углубленном оброне на отшлифованной поверхности заготовки вычерчивают наружный контур рельефа и обводят его спиц­штихелем. После этого приступают к вырубке металла внутри очерченного рисунка. Рубку осуществляют зубилами различной формы. Рубить в глубину следует очень осторожно с частыми проверками и сравнениями с оригиналом. Проверку производят следующим образом: в предварительно увлажненную вырубленную форму втискивают кусок размягченного пластилина и полученный оттиск сравнивают с оригиналом, по которому ведут работу. Основные глубины измеряют штангенциркулем или проверяют шаблоном.

Углубленный оброн требует от гравера высокой квалификации и навыка, так как работа производится на глаз и только корректи­руется измерениями в отдельных точках рельефа. Чем глубже выбирают металл, тем осторожнее работает гравер, снимая более тонкие стружки, так как исправление чрезмерной вырубки связано с большими трудностями. Исправление ошибок производят или спиливанием всей поверхности заготовки вокруг всего контура, или высверливанием отдельных дефектных участков и вставкой пробок. Оба способа весьма трудоемки. Когда рельеф почти вырублен на должную глубину и слепок соответствует оригиналу, рубку прекращают и приступают к отделке штихелями, чеканами и пуансонами.

В процессе отделки небольшое количество оставленного металла снимают, а часть металла садится, уплотняясь под ударами чеканов и пуансонов. После окончательной отделки (шлифовки и полировки отдельных участков) слепок становится тождественным модели и она полностью плотно входит в углубленный оброн.

Для подчистки и подрезки на дне углублений применяют гнутые штихели и рифлевки. Чтобы не испортить край, применяют специальную подкладку из плотного дерева или металла (латуни) размерами 100X10X1,5 мм, края у которой полукругло спилены.

В настоящее время при изготовлении стальных штампов и пресс-форм для облегчения работы гравера часто применяют предвари­тельную грубую выборку металла на фрезерных станках или отливку прецизионным (точным) методом всей матрицы или пресс-формы. В последнем случае граверная работа сводится только к зачистке и отделке полости штампа, что значительно ускоряет и облегчает процесс работы.


Категория: Чеканно-дифовочные и граверные рабо | Добавил: metalloobrabotk (07.06.2008)
Просмотров: 1537 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: