Понедельник, 29.04.2024, 06:07

Статьи по металлообработке

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги/Метки

Меню сайта
Категории каталога
Слесарно-кузнечные работы [14]
Чеканно-дифовочные и граверные рабо [10]
Литейные работы [4]
Отделка художественных изделий [3]
Токарные станки и их обслуживание. [4]
Закрепление деталей, обрабатываемых [3]
Основные сведения о процессе резани [3]
Шероховатость и точность поверхност [5]
Объявления

Наш опрос
Вы нашли на сайте, то что искали?
Всего ответов: 73
Главная » Статьи » Чеканно-дифовочные и граверные рабо

Басма
Басма

Басма как самостоятельный вид художественной обработки металла является своеобразным развитием и усовершенствованием чеканки. Вместо многократных ударов чеканом, необходимых для лепки сложной формы, уже на ранних стадиях применялись фигурные чеканы — пуансоны. Одного удара такого пуансона достаточно, чтобы его рабочий конец сообщил металлу соответствующую, желаемую форму. Басменные доски — матрицы являются дальнейшим логическим развитием идеи тиснения, заменяющего чеканку.

Преимущества тиснения по сравнению с чеканкой прежде всего заключаются в быстроте производства изделий, а также в значительной экономии драгоценного металла (золота, серебра), так как тиснение осуществляется на материале значительно меньшей толщины по сравнению с чеканкой.

В древнерусском искусстве техника тиснения зародилась еще в домонгольский период (X—XI вв.). Басма стала применяться с XII— XIII в. и значительно развивалась на протяжении XV в. Наивысшего расцвета она достигла в XVI и XVII вв.

Для тиснения басмы, прежде всего, изготовляется басменная доска (матрица). Она представляет собой невысокий монолитный металлический рельеф с мягкими, плавными формами без острых краев и углов и резких выступов; они нежелательны, так как прорывают тонкий металл при тиснении. Общая высота рельефа незначительна. На древних басмах она не превышала 1—2 мм, но к XVII в. (особенно его концу) она иногда достигала уже 5—6 мм (на больших басмах).

Матрица изготовляется, литьем из медных сплавов с последующей тщательной чеканкой или обронной техникой из стальной заготовки, тоже прочеканенной. Толщина медных басменных матриц составляет от 6 до 10—12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотная сторона матрицы плоская, ровная, плотно ложащаяся на верстак.

Процесс тиснения басмы заключается в следующем: на матрицу кладут тонкий лист металла толщиной 0,2—0,3 мм, предварительно осторожно отожженного и отбеленного. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой подушке наносят удары деревянным молотком или в современных условиях осуществляют необходимое давление при помощи винтовых, ручных прессов мощностью от 5 до 10 (15) т. Под действием силы свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя весь ее рельеф. Такие же деформации претерпевает и металлический лист, зажатый между матрицей и свинцовой прокладкой. После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий
рельеф, очень точно воспроизводящий все детали матрицы, включая и фактуру (рис. 46).

Басма все же несколько отличается от матрицы четкостью рисунка. На басме он получается более мягким, как бы слегка сглаженным. Эта разница обусловлена толщиной листа, примененного для тиснения. Чем толще металлический лист, тем больше расхождение. Для того чтобы уменьшить это расхождение и сделать рисунок из басмы более ясным и четким, Басменные матрицы чеканят несколько резче и суше, чем этого требует по своему характеру воспроизводимый узор, и таким образом устраняется этот недостаток тиснения. Иногда контур узора обводят мелкими точками, выбитыми чеканом - канфарником; это придает четкость рисунку. Особенно часто этот прием встречался в ярославских басмах XVII в. Это так называемая канфаренная басма.

В древнерусском искусстве басмы применялись для оковки всевозможных изделий как культовых, так и светских: иконостасы, рамы и фоны икон, переплеты книг, сундуки, ларцы и т. п. Основу изделия делали из дерева и на нее при помощи мелких гвоздей набивалась басма, сплошь закрывающая столярную конструкцию и превращающая изделие как бы в чеканное. Басму можно изготовить из мягких пластичных металлов — золота, серебра, меди, алюминия.

Более жесткие материалы (пробное серебро, латунь) требуют промежуточных отжигов (одного или двух) и повторных тиснений, иначе тонкая металлическая фольга гартуется и рвется. Повторные тиснения с отжигом необходимы также и при тиснении очень высоких рельефов из чистых металлов. Необходимо следить, чтобы при повторном тиснении рельеф, образованный на заготовке при первом тиснении, точно совпал с рельефом матрицы. Даже при небольших несовпадениях выступающие элементы рельефа окажутся смятыми, а заготовка испорченной. Раньше басмы были с лицевыми изображениями, или орнаментальными. Особенно часто применялись басмы с повторяющимся орнаментом. Для получения такого орнамента на матрице выполнялся только один рапорт, а затем в процессе изготовления басмы после каждого тиснения заготовка передвигалась на величину рапорта и вновь оттискивалась; на готовой басме такие стыки хорошо видны. По наличию стыков на басме легко отличить тиснение от чеканки.


Категория: Чеканно-дифовочные и граверные рабо | Добавил: metalloobrabotk (07.06.2008)
Просмотров: 1374 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: