Чеканка литья, или оброна, применяется в тех случаях, когда необходимо получить особенно четкую и ясную чеканную форму. Чеканят в основном отливки, полученные при литье в земляные формы. Современные, новые виды литья (кокильное, точное) чеканки не требуют, так как отливки получаются весьма точные и четкие.
Различают следующие виды литья, подвергаемые чеканке:
1. Ювелирное литье из драгоценных металлов (золото, серебро). Ювелирная чеканка этого литья требует высокого мастерства.
2. Бронзовое статуарное (памятники) и декоративное литье, а также отливки из литейных латуней.
3. Художественное литье из алюминиевых и магнитных сплавов, отлитое в земляные формы.
4. Чугунное художественное литье (из ковкого чугуна); чеканится с большим трудом ввиду большой твердости и хрупкости чугуна.
5. Декоративное литье из никелевых сплавов (мельхиор, нейзильбер). В настоящее время применяется очень редко.
6. Оловянное орнаментальное литье, применявшееся в древнерусском искусстве; в настоящее время почти забыто.
7. Литье из цинковых сплавов в земляные формы. В прошлом широко применялось для отливки декоративных изделий и подвергалось чеканке. В настоящее время чеканится редко, так как по преимуществу производится кокильным способом.
Инструменты и приспособления для чеканки литья почти те же, что и для листовой чеканки, за исключением крюков и трещоток, которые здесь не применяются. Разница заключается только в более твердой закалке рабочих концов чеканов, особенно при чеканке чугуна и литейных латуней, а также некоторых бронз и силумина.
Для закрепления отливок при чеканке также используют смолу. Плоские отливки насмаливают на ящики или доски, небольшие объемные детали чеканят на котелке. Мелкие ювелирные изделия (медали, украшения) закрепляют на канифоль.
Крупные детали удерживают в тисках, при этом под губки подкладывают листовой свинец или деревянные прокладки, чтобы не повредить поверхности отливки. Зажимать литье в тисках следует очень осторожно, чтобы не смять его форму, особенно пустотелое и тонкостенное, которое при неаккуратном обращении легко мнется и образует трещины.
Очень большие, тяжелые и громоздкие отливки чеканят на верстаке или прямо на полу мастерской (например, бронзовые памятники). Литье, подлежащее чеканке, прежде всего очищают от формовочной смеси при помощи крацевочных станков или вручную. Затем отжигают до темнокрасного каления, отбеливают, промывают и высушивают. Отожженные детали легче чеканятся, но можно чеканить и без отжига.
Чеканку литья начинают с устранения следов литника. Если литник был поставлен правильно, с внутренней или оборотной стороны изделия, то его следы легко удаляют опиловкой при помощи напильника и зачеканивают. Но в некоторых случаях следы литника оказываются на лицевой стороне изделия; тогда, прежде всего, осторожно сечками или зубилом срубают излишек металла и прочеканивают форму соответственно подобранными чеканами. Иногда, если литник был поставлен неудачно, приходится вырубать рельеф или воспроизводить недостающие элементы орнамента. На отливках, выполненных в кусковых формах, всегда остается более или менее заметный облой, в местах стыка кусков его также срубают и зачеканивают.
На пустотелых отливках сложной формы (фигуры) часто бывают отверстия от знаков стержней. Такие отверстия рассверливают и в полученные цилиндрические отверстия вставляют на резьбе пробки и зачеканивают. Пробки вытачивают из того же материала, из какого произведена отливка. Лучше всего для этой цели использовать крупные литники (или специально отлитые цилиндрические болванки). Пробки, изготовленные из идентичного материала, после их зачеканки и отделки фигуры становятся совершенно незаметными. При чеканке часто приходится исправлять брак литья: раковины, неслитины, а также наросты, облои и другие дефекты, которые получаются либо от перекоса опок, либо от осыпания земляной формы, или на месте выбоин от удара и размыва струи металла при заливке форм. В этих случаях на отливках имеются заметные выступы. Их также аккуратно (чтобы не захватить основную форму) срубают сечкой и зачеканивают. Сначала шероховатыми чеканами с крупным зерном, чтобы затянуть или сравнять дефект, восстанавливают основную форму, а затем уже отделывают гладкими или матовыми чеканами, в зависимости от характера и фактуры всего рельефа и в соответствии с замыслом автора (скульптора).
При окончательной чеканке литья необходимо очень внимательно подбирать чеканы по форме боя и его фактуре, чтобы возможно лучше выразить характер изображаемого: сочность плодов или нежность лепестков и пышность цветов, мягкость складок ткани и пушистость меха или наоборот, жесткость и твердость граней камня, упругость и блеск металла и т. п. Для этой цели кроме различных чеканов применяют напильники, рифлевки и надфили, а также шаберы и воронила для получения гладких, полированных поверхностей.
В настоящее время при чеканке и отделке художественного литья широко используют бормашины (с гибким шлангом) с набором всевозможных стальных и абразивных шарошек, которые значительно облегчают труд обработки и отделки литья. Шарошками легко удаляют различные наплывы, наросты, следы литников; при этом поверхности придают разнообразную фактуру, какой невозможно достигнуть чеканами.
Для получения сплошных, равномерных матовых, бархатистых поверхностей применяют обработку пескоструйными установками с различной величиной зерен песка. Крупнозернистый песок дает красивые шероховатые отделки; мелкий песок придает поверхности тончайшую матовую бархатистость.
При чеканке крупного монументального литья кроме ручного инструмента широко применяется механизация обрубочных и чеканных работ при помощи пневматических молотков. Молотки работают сжатым воздухом, которой автоматически, попеременно подается то в верхнюю, то в нижнюю полость молотка и, с силой перемещая плунжер, наносит удар. Имеются различные типы молотков, отличающиеся своими характеристиками (весом, размерами, числом ударов в минуту, длиной хода и т. п.). Существующие конструкции молотков позволяют быстро и легко заменять инструмент. Рабочий инструмент: зубила, крейцмейсели или чеканы — вставляют в буксу, запрессованную в ствол молотка, при помощи специального хвостовика. Пневматическими молотками выполняют различные подготовительные операции — обрубку литников и наростов, затягивание раковин, а также нанесение грубых фактур и др.
Для подъема и переноски тяжелых отливок применяют мостовые и поворотные подъемные краны, тали и т. п. Очистку крупного литья от формовочной земли производят гидромониторами (струей воды).
Художественная чеканка применяется в следующих областях:
1. Чеканка уникальных художественных изделий (авторские оригиналы), начиная от ювелирных и кончая крупными монументальными произведениями, которые могут быть выполнены как непосредственно техникой чеканки из листа, так и литьем, или оброном, с последующей чеканкой. Эти работы требуют высокого мастерства и художественного вкуса. Иногда исполняются самим автором художником.
2. Чеканка серийной или массовой продукции, выполненной литьем. Иногда она сводится лишь к небольшой (неполной) поверхностной проработке рельефа, подчеркиванию отдельных элементов, Расходкой, шабровкой и т. п. Такая неполная обработка носит специальное название «подчеканка» и выполняется мастерами - чеканщиками средних разрядов (3—4).
3. Чеканка моделей под литье, которые могут быть выполнены непосредственно из листа или с предварительной лепкой, отливкой и чеканной проработкой литья; работа требует большого мастерства и поручается обычно чеканщикам высших разрядов.
4. Чеканка моделей для гальванопластического тиражирования.
5. Чеканка бронзовых и стальных штампов и прессформ (см. раздел «Гравирование»).
6. Чеканка басменных досок (см. ниже раздел «Басма»).