Воскресенье, 28.04.2024, 23:41

Статьи по металлообработке

Приветствую Вас Гость

Логин:
Пароль:
Поиск по сайту
Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Теги/Метки

Меню сайта
Категории каталога
Слесарно-кузнечные работы [14]
Чеканно-дифовочные и граверные рабо [10]
Литейные работы [4]
Отделка художественных изделий [3]
Токарные станки и их обслуживание. [4]
Закрепление деталей, обрабатываемых [3]
Основные сведения о процессе резани [3]
Шероховатость и точность поверхност [5]
Объявления

Наш опрос
Вы нашли на сайте, то что искали?
Всего ответов: 73
Главная » Статьи » Чеканно-дифовочные и граверные рабо

Чеканка металла
Чеканка

Чеканка — обширный раздел художественной обработки металла. Она охватывает значительное разнообразие изделий, весьма различных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных до горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных).

Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и фигур. В одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других— чеканкой обрабатывают многометровые монументальные фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки, дающих различный художественный эффект, объясняется тем, что чеканка — очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен она применялась в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве XV—XVII вв. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве.

Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих качественные различия в технологиях производства:

1)чеканка из листа;

2)чеканка по литью, или оброну.

В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).

Сущность процесса чеканки заключается в обработке материала посредством специального стержня — чекана, который ставится вертикально и по верхнему концу которого наносят удары молотком. В результате удара нижний, рабочий конец (бой), оставляет отпечаток на материале. Постепенно перемещая чекан и каждый раз ударяя по нему молотком, материалу придают желаемую форму, как бы лепят ее.

Для успешного процесса чеканки необходимо, чтобы обрабатываемый материал обладал определенной пластичностью и вязкостью, способностью изменять форму под действием силы. Наличие таких свойств характерно для большинства металлов и их сплавов (исключение составляют наиболее хрупкие из них, как, например, чугун).

Материалом для чеканки из листа служит листовой металл различной толщины, обладающий свойствами пластической деформации. Наиболее ходовыми считаются листы толщиной от 0,4 до 1 мм. Однако для крупных, монументальных произведений применяют и более толстые листы, например, красную медь до 2 мм, а листовой алюминий даже до 3 мм. В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:

а) цветные металлы — красная медь и ее сплавы (латуни, томпак)— материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко, допускают глубокую вытяжку — чеканку горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в.) широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную.

Листовой цинк обладает достаточной пластичностью, но требует специальных приемов. Листовой алюминий чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге; дюраль — жесткий материал, чеканится трудно, но дает интересные имитации серебра;

б) черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная — так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига — дважды декапир)— материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, мо очень красивый в отделке. Этот материал может быть рекомендован для чеканки крупных декоративных изделий, не требующих тонкой деталировки. Так же как и медь, он позволяет вытягивать высокий рельеф.

Для некоторых простых декоративных приемов чеканки (расходка, просечка — см. ниже) можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Нержавеющая (хромоникелевая) сталь — красивый, современный, очень эффектный материал, но чеканится трудно. Может применяться для крупных, экстерьерных декоративных изделий,

В прошлом для чеканки уникальных ювелирных изделий, дорогой посуды (ковшей, чаш, кубков), а также церковной утвари (оклады икон, богослужебных книг и т. п.) применялись драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.

Инструменты и приспособления. Основными инструментами для чеканки являются чеканы. Они представляют собой специально откованные стальные стержни длиной 120—170 мм, восьмигранного (реже круглого) сечения, несколько утолщенные в своей средней части и утонченные к концам. Такая форма обеспечивает большую устойчивость чекана и отсутствие вибраций. Кроме того, она соответствует размерам и форме человеческой руки и удобна в работе.

При работе чекан держат в левой руке, тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки (рис. 26). Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат чеканный молоток, которым наносят ритмичные удары по чекану, продвигая его.



Для приобретения навыков чеканки нужна длительная тренировка. Необходимо, чтобы соответствующая сила и скорость ударов сочеталась с достижением желаемого моделирования. Можно выделить три этапа в освоении техники чеканки: расходка, создание рельефа и отделка (нанесение фактуры). Расходкой достигается создание контурного рисунка на заготовке, который выполняется расходником. От гравировки расходка отличается тем, что ее углубленные линии гораздо нежнее, мягче, так как при этом не получается стружек, а металл вдавливается вглубь.

Сначала очень трудно сделать гладкую равномерную линию без излишних углублений и заусениц; только благодаря многократным упражнениям появляется чувство координации ведения чекана и удара молотка; тогда можно считать, что решена большая техническая проблема в приобретении навыка чеканки. Этот первый навык особенно необходим при чеканке шрифтов или строгих орнаментальных линий. Напротив, при моделировании с лицевой или обратной стороны получается рельефное изображение благодаря обработке различными чеканами.

При невысоких (низких) рельефах и изображениях достаточно бывает отмоделировать только с лицевой стороны. Если выпуклость рельефа должна быть более четкой и высокой, можно поднять рельеф с задней стороны. Чаще контур намечают с передней стороны (расходка) и потом моделируют сзади, так как при таком методе формы будут очень четкие.

Благодаря отделке и нанесению фактуры на моделированном орнаменте или другом рельефе достигается законченность работы

Различают следующие группы чеканов (рис. 27), имеющие различную форму боя в зависимости от их назначения:



Канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы; для мелких работ — более острые, для крупных работ — тупые. Канфарники служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фонов точками («канфарнение») (рис. 28).

Расходники, или обводные чеканы, при помощи которых на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарника в виде более или менее четкой сплошной линии. Широкие (толстые) расходники дают более мягкую линию; острые— наоборот — более сухую, четкую. Расходники бывают прямые— для проведения прямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления — для обводки кривых линий. На рис. 29 показана первая учебная работа, выполненная расходником, а на рис, 30 показан фрагмент композиции, выполненный расходником.

Лощатники (от «лощить») — наиболее обширная и разнообразная группа чеканов с более или менее плоским боем. Применяются для лощения, выравнивания плоскостей и ровных поверхностей. Лощатники бывают гладкие или шероховатые; соответственно след от них на металле получается гладкий как бы кованый или матовый, шероховатый, мягкий.

Пурошники (пурочники) — чеканы с круглой, сферической головкой. Служат для выколотки (подъема) полукруглых форм при чеканке с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны.

Бобошники, или обжимные чеканы, — аналогичные чеканы, но с продолговатым, овальным, бобовидным боем.

Трубочки — чеканы, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины. На металле образуют выпуклый сферический отпечаток — как бы имитация зерна.

Рисунчатые чеканы — по форме напоминают лощатники, но дают рисунчатые отпечатки: решеточки, полосатость, ямчатость, штриховатость и т. п. Употребляются при отделке для придания соответствующих фактур, обработки фонов и т. п. На рис. 31 показан фрагмент, отделанный рисунчатым чеканом.


Специальные чеканы — применяются для узко специализированных целей, например, сапожок — для получения поднутрений на рельефе, или веревочка, — отпечаток которого, повторенный многократно, дает иллюзию витого шнура и др.

Фигурные чеканы, или пуансоны, — на их рабочей части граверной техникой выполнены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли также пуансоны с изображением рук, глаз и т. п., что значительно облегчало и ускоряло чеканку лицевых, культовых изображений.

Сечки — чеканы, остро заточенные, подобно зубилам с плоским и полукруглым лезвием; применяются для просекания фона при ажурных работах из листа.

Перечисленные группы чеканов различаются также и по размеру и толщине. Так, для мелких ювелирных работ употребляют чеканы, откованные из тонких стальных прутков сечением в 3—4 мм. Для обычных (средних) работ применяют чеканы толщиной (в средней части) до 6—8 мм, а при чеканке крупных, декоративных композиций с большими формами толщина чекана достигает 15—20 мм и более. Такие крупные чеканы при работе часто держат в кулаке (как зубило). Иногда для выколотки высоких больших форм применяют деревянные чеканы.

Изготовление чеканов. Обычно чеканы отковывают из стального прутка; при помощи напильников их опиливают и придают желаемую форму рабочей поверхности (бою). Материалом для изготовления чеканов может служить любая инструментальная сталь; наиболее употребительна сталь марки У7 и У8.

После изготовления чекана его рабочий конец (бой) закаливают и отпускают. Для этого чекан захватывают клещами и равномерно нагревают бой до яркокрасного каления (что соответствует 750— 850° С), после чего быстро опускают в воду для охлаждения. Эту операцию необходимо производить как можно быстрее, так как охлаждение должно произойти в течение 2—3 сек. Закаленный чекан становится очень твердым и хрупким.

Для уменьшения хрупкости и устранения внутренних напряжений, вызванных закалкой, применяют отпуск. Отпуск смягчает действие закалки. Для этого закаленный конец чекана шлифуют шкуркой и снова нагревают до температуры от 200 до 300° С. Начиная с температуры 220° С, на отшлифованном конце чекана образуются тонкие пленки окислов железа, придающие ему различные цвета — от светложелтого (220° С) до синего (300° С), — это так называемые цвета побежалости. При чеканке твердых металлов чекан отпускают до желтого цвета, мягких металлов — до синего.

Твердость рабочего конца у чеканов после закалки и соответствующего отпуска колеблется от 7 до 12 (по Роквеллу) в зависимости от характера работы.

Для работы подбирают необходимый комплект чеканов. Постепенно их накапливается огромное разнообразие, исчисляемое сотнями, которые постоянно находятся в работе.

При чеканке объемных, полых изделий (сосуды, скульптуры и пр.) для выколотки отдельных участков формы изнутри применяют длинные изогнутые чеканы, так называемые крюки трещотки. Они представляют собой массивные стальные стержни, изогнутые под прямым углом. Рабочие концы крюков делают то более плоские и округлые, то более узкие и острые, но все же притуплённые, чтобы они не прорывали металл. Такие же формы и у рабочих концов трещоток.


Кроме чеканов в технике чеканки используется молоток. Современная, специфическая форма чеканного молотка (рис. 32) выработалась в процессе многовекового усовершенствования и отбора. С одной стороны он имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую в очертании) — для нанесения удара по чекану, а с другой стороны — шарообразный или полукруглый конец — для выколотки углублений в листовом металле. Особенностью чеканных молотков является также специальная форма их рукояток и насадка. Рукоятка слегка плоская, изогнута и утолщена к концу. Такая форма легко и удобно ложится в ладонь и не утомляет руку при многочасовой непрерывной работе.

Подсобные материалы и приспособления, используемые при чеканке:

1. Смола для закрепления листового металла при его обработке. В ее состав входят: искусственные смолы (от перегонки нефти) или естественные (смолы хвойных пород — ели, сосны) с добавлением наполнителя. В качестве наполнителя используют мелкую сухую землю, старую горелую формовочную смесь, сухую охру, золу и т. п. Чем больше процент наполнителя, тем тверже становится смола. Для большей вязкости и мягкости в смолу иногда добавляют воск до 5—10% общего объема, а для большей клейкости и прочности — канифоль.

2. Мешки из прочной ткани (брезент), наполненные песком,— используются при выколотке рельефа (для ускорения работы). Но выколотка на мешках не дает точных контуров и является только подготовительной операцией и обычно требует дополнительной обработки на смоле (см. ниже).

3. Листовая резина и листовой свинец, используемые так же, как и мешки с песком, для обработки отдельных участков на чеканном листе преимущественно при мелких работах. Иногда вместо резины используют войлок.

4. Стальные, чугунные или каменные плиты или деревянные доски, применяемые для выравнивания фонов и плоских чеканок.

5. Приспособления для насмолки и отжига — паяльные лампы, кузнечные горны, специальные электронагревательные устройства для насмолки.

6. Приспособления для очистки — ванны с травильными растворами и отбелом, крацевальные и шлифовальные станки, пескоструйные установки.

7. Ящики (доски) и котелки для насмолки плоских и объемных чеканок.

8. Тиски (стуловые) для зажима трещоток при работах по выколотке объемных форм изнутри.

9. Приспособления для варки и наложения смолы; для варки применяют котел с электрическим подогревом. Нагрев открытым пламенем не желателен, так как смола легко вспыхивает и горит, а горелая смола теряет свои пластические свойства и для ответственных работ непригодна. Для наложения и разравнивания смолы на доски (ящики) применяют специальный скребок.

10. Слесарный инструмент: ножницы — для резки металла, плоскогубцы— для подгибания углов и краев листа при насмолке, кузнечные клещи — для захвата чеканки при отжиге, напильники, надфили и рифлевки — для нанесения фактуры и опиловки краев ажура при просечных работах.


Категория: Чеканно-дифовочные и граверные рабо | Добавил: metalloobrabotk (07.06.2008)
Просмотров: 3868 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 mafesleedsmex  
0
jeep vanity plates mini coputers lincoln version compal smart battery high output toyota alternators toyota alternator

Имя *:
Email *:
Код *: